Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Страничка для вдумчивого читателя

Дата: 30 ноября 2016 в 18:55

Страничка для вдумчивого читателя

Когда  - то  в библиотеках можно было встретить призывы: « Любите книгу, источник знаний». Сегодня трудно представить себе нечто подобное, и по многим основаниям. В частности, не только книга такой источник, но приказывать «любить», например,  интернет очень сложно. Это как любить колесо или багажник в машине. У книги были и есть очень симпатичные « живые» характеристики: цвет, запах, объём, даже вид – растрёпан-ный или строгий. Интернет, дитя креативных прагматиков, - это «ресурс», «возможность», «средство», но никак не предмет любви. Кроме того, у книги есть своя дата рождения, она стареет со своим читателем, у неё можно предугадать дату смерти – макулатурной, миро-воззренческой, политической, иной. Её ведь даже убивали – жгли на кострах, растирали в пыль. И этого нельзя сказать об интернете. Он бессмертен, как Кощей. И нынче он подав-ляет книгу и своими возможностями, и самим присутствием в нашей жизни. Но это эфе-мерная исключительность. Не надо думать, что креативные прагматики , вооружённые интернет – ресурсами, пришли навсегда. Что интернет «зачистит» в итоге информацион-ное пространство и будет править вечно, как неведомая раньше династия властителей. Интернет – ресурсы – важное и необходимое дополнение книги как источника информа-ции, способа аналитики, но никак не способ её вытеснения. Книга предполагает, что надо остановиться, хотя бы временно не бежать.Книга предполагает наличие мысли и процесса её обдумывания. Значит ли это, что интернет заставляет нас меньше думать? Нет, он зас-тавляет нас думать иначе. В рамках интернет – культуры сентиментальные сюжеты, нап-ример, стали тиражироваться и штамповаться, как чугунные болванки. Технология пер-вична: всё рассчитано, когда «выдавить слезу», когда дать «пейзажи».Романтизм стал специфическим: в зависимости от требования дня или дадим исторический сюжет со стро-го национальным колоритом и кондовыми монстрами. Или предложим сюжет с привыч-ными аксессуарами любви, ревности, измены и большого количества денег. И как – то ушёл на второй план главный вопрос: ведь всё решает не сюжет, не технологии, даже не деньги, всё решает автор.

Вот Михаил Булгаков пишет своего « Мастера» - ни вам прагматизма, ни технологий, ни ответа на злобу дня: все же бегемот с Коровьевым  не предлагают способы построения нового общества. Перед нами – глубокая фантасмагория, однако на её написание брошены остатки сил («дописать роман и умереть»). А ведь в  итоге – вечность, как художественная, так и авторская.В пору массового окололитературного писания стремление проявить себя в любых мыслимых формах естественно, но столь же естественно мгновенное «отшелуши-вание» текстов, в которых есть и эпатаж, и отклик на потребу дня, но недостаточно худо-жественности. Той  художественности, которая заставляет трепетать сердце и вновь пере-читывать заветное. « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» , как же просто. «Пошёл снег и вдруг повалил хлопьями». В этом и сила подлинного автора – сказать о главном и вечном вне контекста времени,  господствующих идеологий и личных пристрастий. И в этом смысле хорошо бы бережнее относиться к слову, тексту - любому качественному тексту. Ведь то, что к книге стали  обращаться реже, факт не только конкуренции на информационном поле. Обманывали себя и других непозволительно много, а бумага, как получается, терпит далеко не всё.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.