Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Этапы адаптации ребенка в новой семье. Рекомендации для родителей.

Дата: 28 марта 2016 в 00:36

Этапы адаптации ребенка в новой семье. Рекомендации для родителей.

 

1.Этап первый – «знакомство» или «идеализированные ожидания».

В начале первого этапа обычно дети испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, обилие незнакомых предметов, отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребёнка. В результате ребёнок становится настороженным, может плакать, кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространены в первые два-четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашёл себе маму и папу, делает его радостно возбуждённым.

Дети постарше также испытывают тревожность, но могут её контролировать.

При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, всем интересуются, разговаривают, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравится и угодить.

В этот период дети часто могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать где мама-папа. Могут собраться уйти или уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражение «найду себе другую маму», «уходи»…

Каждая из сторон полна надежд и старается понравится другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока не сформировалась, в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребёнка и семьи друг к другу.

Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых для обеих сторон равновесием. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.

2. Первый этап плавно переходит во второй, мы его назовём «вживание» или же больше подходит «проверка для приёмных родителей» на устоявшуюся систему. Дети уже знакомы с правилами семьи и требованиями, поэтому несколько освоившись начинают вести себя как обычно вели себя в своей биологической семье. Это один из самых трудных этапов в становлении приёмной семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период – агрессивные выпады. Ребёнок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятия реагировать укусами, щипками, плеваться. Он стремиться утвердиться в новой семье, настаивая на своём, даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяет ему уменьшить всё ещё имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.

Сон детей в этот период ещё тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза, дети практикуют дурные привычки, приобретённые в неблагополучных семьях и интернатных учреждениях.

Эмоциональные трудности ребёнка состоят в том, что он испытывает радость и тревогу одновременно. Установить контакт с такими детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки, но и здесь важно учесть возраст, пол интересы и уровень развития ребёнка. Дисциплинирующие воспитательные ограничения, наказания придётся применить немного позже, когда такой ребёнок привыкнет к новым условиям.

3. Этап третий – «псевдоадаптация».

Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети начинают быть более спокойными уравновешенными, вместе с тем, у большинства из них отмечается агрессивность в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одеть меня», «покорми как маленького», «покачай на ручках»…

Часто спрашивают, любят ли их родители и сильно тревожатся, если расстаются с родителями на какое-то время. Дети в отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана. Сквернословия.

Большую роль в этот период начинают играть личности родителей, их особенность к контакту, умение устанавливать доверительные отношения с ребёнком.

Наиболее ярко обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темперамента, черт характеров, привычек, проблем с памятью, неразвитость воображения, отставания в познавательной сфере.

Особенно ярко в этот период проявляются педагогические барьеры: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительных отношений; попытка опереться на свой жизненный опыт, на то, что нас так воспитывали; обнаруживается разница во взглядах на воспитание, влияние авторитарной педагогики, завышенные или, наоборот, заниженные требования.

Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка: изменяется выражение лица, становится более осмысленным, оживлённым. Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребёнка к жизни в семье.

4. Этап четвёртый – «привыкание».

У ребёнка практически исчезла тревожность, напряжённость, дурные привычки. Ребёнок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идёт на уступки приёмным воспитателям, доверяет им, обращается за помощью.

5. Последний пятый этап – этап «уподобления».

Здесь уже ребёнок можно сказать ничем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя уверенно, спокойно, живёт этой семьёй. Между ребёнком и приёмным воспитателем устанавливается взаимная привязанность. Ребёнок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Проявляет интерес к жизни в семье и чувство гордости за неё.

В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Контакты педагога-психолога, педагога социального и приёмной семьи происходят примерно каждую неделю первые 3 месяца, затем – 1 раз в месяц по истечению пребывания ребёнка в семье до 1 года, то потом плановый мониторинг – 1 раз в 3 месяца (в случае необходимости приёмные воспитатели обращаются к специалистам самостоятельно).

Адаптационный период у большинства детей в основном проходит в течении года.

Рекомендации для приёмных родителей

 

  • В отношениях с ребёнком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это поколеблет веру ребёнка в Вас.
  • Не делайте за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте (не ругайте) ребёнка в присутствии посторонних. Если вы скажите ему спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на Ваше замечание.
  • Не читайте нотаций и не ворчите на детей, иначе они будут вынуждены защищаться, притворяясь глухими.
  • Смиритесь с тем, что ребёнок любит экспериментировать. Так он познаёт мир.
  • Лучший способ воспитать ответственность и уверенность в себе – предоставить ребёнку возможность самостоятельно принимать решения.
  • Ребёнок учиться на собственном опыте, поэтому не следует оберегать его от ошибок.
  • Поощряйте любознательность ребёнка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задаёт откровенные вопросы, ребёнок будет искать ответы на стороне.
  • Когда ребёнок разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь. Не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте множество правил для детей в семье. Они перестают обращать на них внимание.
  • Пусть дети дают волю своим фантазиям. Живое воображение – дар, присущий детству, никогда не подавляйте его!
  • Появление в семье других детей может вызвать кризис в жизни биологических детей. Относитесь к детям одинаково, они должны знать, что Вы любите всех.
  • Хороший способ прекратить ссору между детьми – сменить обстановку, отвлечь их.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, любите его таким, какой он есть; если Вы хотите развивать у ребёнка определённые качества, относитесь к нему так, словно они у него уже есть.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.